Способы изготовления кафеля

Для изготовления кафеля используют самое разное сырье. Выбирается обычно тот сорт гончарной глины, который производителю доступен. Но если позволяют возможности, предпочтение отдают белым сортам глины. Они, в отличие от красных, не требуют специальной предварительной обработки (кстати, технологией этой обработки далеко не все керамисты владеют). Кроме того, бисквит, изготовленный из белой глины, необязательно покрывать ангобом перед глазурованием, поскольку белая основа не меняет цвета глазури. Точный состав керамических масс, также как и способы обработки глин, производителями обычно не разглашаются. Это одна из причин, по которой мы не останавливаемся подробно в данной работе на этой теме. Кафель из сырой керамической массы отливается, отпрессовывается, или моделируется вручную. Возможны и комбинированные способы его формовки: в любом случае, литьевой и прессованный кафель, как првило, требуют ручной доработки. Полученные одним из вышеуказанных способов изделия высушиваются и обжигаются при высоких температурах. В результате получают бискивиты, которые покрывают глазурью и еще раз подвергают обжигу. Так, в самых общих чертах, происходит процесс изготовления печной керамики. В зависимости от способа изготовления кафель делится на литьевой, пресованный и ручной работы. При этом нужно учесть, что доля ручного труда и в первых двух случаях довольно велика, поэтому индустриальными способами назвать их можно с большой натяжкой. Меньше всего ценится литьевой кафель. Как по причине того, что при его производстве трудно добиться высокого содержания шамота, так и по чисто ≪художественным≫ соображением. Литьевой кафель часто называют ≪мыльницами≫ за его несколько ≪зализанные≫ формы, невольно напоминающие пластмассовые изделия. Вместе с тем, некоторые кафельные детали печных облицовок, например, симсы, изготавливаются сейчас по большей части только таким способом. Говоря о способах изготовления кафеля нельзя не упомянуть так называемый "майсенский", изобретенный Готфридом Мельцнером в 1840 году и запатентованный им в 1855-ом. До сих пор этот способ остается самыми распространенным в кафельной индустрии. Мельцнеровский кафель (или ≪шамотный кафель≫) считается наиболее оптимальным для облицовки печей (содержание шамота в хорошем печном кафеле должно составлять не менее 35%). (Далее дать описание этого способа). Изготовление кафеля - сложный и трудоемкий процесс. Его секреты передаются из поколения в поколение, и там, где преемственность прерывается, производство практически умирает. Чем больше лет керамическому производству, тем выше ценится его продукция. Поскольку в двадцатом веке (массовое применение в целях отопления котельного оборудования, вытеснившего печи) производство кафеля резко сократилось, мануфактур, насчитывающих более, чем столетнюю историю, в мире осталось совсем немного. Главными центрами производства печной керамики, в том числе и структурной, по-прежнему являются Австрия, Германия и Швейцария. Есть производства и в других странах, но они немногочисленны. Всех производителей кафеля условно можно разделить на три группы: керамисты-кустари (художники-керамисты, работающие в одиночку или семейным подрядом), керамические художественные студии или ателье (маленькие полукустарные объединения нескольких художников) и керамические мануфактуры - крупные, насколько можно быть крупным в этой области, керамические предприятия, насчитывающие десяток и более сотрудников. На долю последних приходится основной объем производства кафеля. По материалам книги "Кафельные печи и печная декоративная керамика", М., 2014 г.


 
Copyright © ANKO
Карта сайта Войти

vt-design - сайты красиво, качественно, быстро